Фрагмент для ознакомления
2
Актуальной проблемой и вызовом для людей старшего возраста в России сегодня является возможность использования цифровых технологий в повседневной жизни. Глобализация и участие все большего числа людей во Всемирной паутине навязывают особый подход к коммуникации. Коммуникация на основе технологий может способствовать социальному благополучию, когда каждый пожилой человек может успешно участвовать в современном цифровом обществе, используя устройства, которые обеспечивают свободный доступ к информации и взаимодействие с другими, и имеют простые в использовании механизмы аутентификации и взаимодействия.
В соответствии с данными Лидера Российского рынка медиаизмерений, компании ExLibris, на январь 2021 года в Российской Федерации 85% населения пользуются Интернетом, 67,8% являются активными участниками социальных сетей, 157% населения используют мобильные устройства с подключением нескольких сим-карт. В отличие от молодого поколения большинство пожилых людей отличаются низким уровнем владения цифровыми компетенциями. Как никогда ранее, способность пожилых людей использовать цифровые технологии оказывает влияние на состояние их здоровья и качество жизни.
В результате ситуации с COVID-19 данная тенденция стала более заметной: цифровой доступ стал новым социальным определителем состояния психоэмоционального здоровья человека.
В современной научной литературе понятие «цифровая социализация» рассматривается как приспособление и адаптация пожилых людей к возникающим условиям электронного взаимодействия с индивидами, организациями, органами власти, результатом чего выступают различные формы их личной и социальной активности в виртуальной среде. При этом социальная эксклюзия людей старшего возраста обусловлена не столько экономическими факторами, состоянием здоровья и условиями жизни, сколько возможностями доступа к современным информационным ресурсам.
Проблемой цифровой социализации пожилых людей в Российской Федерации исследователи активно занимаются с 20-х годов XXI века. Так, Т. Ю. Степанова, О. В. Заяц, А. А. Кудряшова, Л. А. Чаусова представляют опыт обучения информационным технологиям через различные формы дополнительного образования.
Т. А. Брачун и И. А. Желтова полагают, что взрослые слушатели особенно остро ощущают потребность в безопасности. По их мнению, оптимальной для обучения взрослых является теплая, дружественная обстановка. В работе Л. Г. Каззакуловой рассматриваются основные принципы при работе со взрослой аудиторией. Ю. Н. Переляев и Ю. В. Чепурко предлагают трехэтапную организацию учебного процесса по повышению качества компьютерных навыков у пенсионеров.
При многообразии публикаций отмечаем, что в работах преимущественно представлены механизмы обучения, а не концептуальные подходы к адаптации описываемой категории населения к цифровой среде.
Цель данного исследования: изучение вопросов цифрового обучения людей пожилого возраста как фактор преодоления цифровых деприваций и повышения качества жизни.
В соответствии с целью были определены задачи исследования:
• Представить социальный портрет старшего поколения;
• Определить проблемы доступа к цифровым ресурсам у людей пожилого возраста;
• Выявить барьеры в обучении старшего поколения цифровым технологиям;
• Проанализировать факторы влияния на мотивацию к обучению старшего поколения в контексте концепции непрерывного обучения;
• Определить способы и пути повышения мотивации к обучению у старшего поколения на примере инновационных методик и техник.
Объект исследования: люди пожилого возраста.
Предмет исследования: цифровое обучение людей пожилого возраста как фактор преодоления цифровых деприваций.
Структура исследования: работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
В научной литературе вместо понятий «старость» и «пожилой возраст» все чаще используют термин «третий возраст», избегая инволюционной окраски этого этапа. Категория «пожилых людей», или «людей третьего возраста», как их принято называть в мире, включает людей в возрасте от 60 до 74 лет .
Термин «третий возраст» был введен в научный оборот британским ученым П. Ласлеттом в 1996 году. С этого момента под ним понимают пенсионный возраст, знаменующий собой появление еще одного этапа в жизненном цикле человека — между зрелостью и старостью. Сама старость получила от него название «четвертого возраста».
Изучение социальных проблем людей третьего возраста является одной из актуальных проблем современного общества, поскольку наблюдается как значительное увеличение числа людей пенсионного возраста, так и разная степень нарушения их взаимодействия с обществом, с различными социальными институтами. Эти нарушения взаимодействия, как правило, разрывают многие социальные связи и выталкивают людей из общественной жизни, то есть приводят к социальной изоляции. Многие авторы отмечают, что в цепочке действий, ведущих к вытеснению людей третьего возраста из общества, первым является выход на пенсию, затем потеря близких и друзей и, наконец, помещение в закрытое учреждение .
Пожилые люди представляют собой особую социально-демографическую группу со своими собственными психологическими характеристиками, жаждой ретрокультуры, определенным разделением на подгруппы: возраст (пожилые, старые, долгожители), территориальные (городские, сельские жители), основанные на социальном статусе и выходе на пенсию.
В России имеет место распределительная система, при которой на государство ложиться обязанность по обеспечению своих граждан старшего возраста минимального перечня благ и услуг. В большинстве случаев за это отвечают общественные фонды потребления. Данное обстоятельство также оказывает значительное влияние на эмоциональное и психологическое состояние пожилого человека, поскольку он не может полностью удовлетворить все возникающие у него потребности, что в итоге ведет к стрессам и негативному состоянию.
Как правило к старости человек становится более ранимым в эмоциональном плане, ему необходимо более внимательное и чуткое отношение, что особенно важно со стороны его родственников и близких, социальных и медицинский работников, а также работников учреждений культуры. Ни для кого не секрет, что люди, которые вышли на пенсию и не нашли возможность возместить утрату своей профессиональной деятельности каким-либо занятием, равным ей в психологическом смысле, в большинстве случаев подвержены различным заболеваниям. Одни из значимых факторов стресса для пожилого человека выступает утрата способности жить самостоятельно и независимо. Это обуславливается следующими причинами: ограниченная мобильность, наличие хронических болей, другие физические или психические проблемы.
На практике можно наблюдать, что многие пожилые люди выбирают для себя иждивенческую позицию, ожидая внимания и работы от окружающих людей: родственников, медицинских и социальных работников, властей.
Именно на них они возлагают решение своих насущных проблем. Важнейшей задачей, стоящей перед всеми специалистами, работающими с пожилыми людьми, является помощь вновь обрести смысл жизни, вернуться к самому себе, выявить, поддержать и развить его творческий потенциал, осознать свои возможности и свою важность, необходимость и полезность.
Современные социально-экономические условия диктуют условия востребованности человека: он должен уметь быстро и эффективно действовать, легко адаптироваться к стремительно меняющимся условиям и орудиям труда, к инновационным технологиям. Существующий в мире культ темпа и новизны не благоприятен для пожилых людей, и по этой причине люди преклонного возраста имеют значительные трудности при устройстве на работу, не говоря уже о работе в каких-либо современных компаниях. В современных реалиях старость становится синонимом отставания от эпохи и несет с собой негативные черты.
Выход на пенсию – это социальное событие, которое носит сложный и многоплановый характер. Данное событие является значимым не только для самого человека, но и для всех лиц, которые его окружают. Человек адаптируется к своему новому положению, а такая адаптация имеет двойственную природу: с одной стороны, человек приспосабливается к своему новому социальному микроокружению, а с другой стороны – это социальное микроокружение приспосабливается к человеку.
Большинство людей считают, что с выходом на пенсию их жизнь заканчивается, попросту теряет всякий смысл. Здесь основная причина кроется в потери личностных связей. Помимо моральных потерь, выход на пенсию, безусловно, влечет на собой значительные материальные потери. По сути после выхода на пенсию человек остается в своего рода замкнутом пространстве, которое ограничивается тремя «стенами»: дом, семья и забота о своей здоровье.
Достаточно большое количество исследований различных авторов указывают на то, что у пожилых людей обостряются определенные негативные чувства, к которым относятся зависимость и неустроенность, ущербность; происходит усиление пассивных и агрессивных реакций. Многие явления современной жизни зачастую способствуют тому, что общество ставит пожилых людей наравне с маргинальными группами. Многие люди видят в них источник повышенного социального напряжения, влекущий за собой угрозу социальной безопасности. При этом такого рода опасность присуща как для самих пожилых людей как социальной группы, так и для окружающий их людей. Некоторые исследования говорят об особой «драме» пожилых людей, подразумевая под этим их невостребованность в современном мире, нереализованный потенциал, ощущение собственность ненужности или опасение возникновения данного ощущения. И такая «драма» распространяется по стране опасными темпами.
Неудовлетворенность жизнью является причиной депрессии, снижения самооценки и возникновения печати в сочетании с чувством одиночества.
Реалистично оценивается собственное старение, смерть интерпретируется как устранение страданий. Среди отрицательных проявлений можно выделить такие, как сомнение в собственных силах, страх перед одиночеством, немощностью, нищетой, смертью, ожидание неудачи; озлобленность и нелюдимость; чрезмерный эгоизм, пессимизм, мнимость и т.п. Подобные проявления старости рисуют неприглядный портрет пожилого человека. К сожалению, негативные модели поведения в реальной жизни встречаются достаточно часто.
Основная проблема пожилого человека (если не принимать во внимание такие проблемы, как инвалидность или тяжелую болезнь, нищету, бесприютность и т.п.) – это проблема невостребованности: нереализованный потенциал, опасение или ощущение собственной ненужности.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Бабаева Н.И. Психологические особенности лиц пожилого и старческого возраста // Сборник материалов. /Под редакцией Г.П. Котельникова и В.А. Куркина. - 2012. - С.30
2. Григорьева И. А. Интернет в жизни пожилых: намерения и реальность [Текст] // Социологические исследования. 2016. № 11(391). С. 82-85
3. Даринская Л. А., Молодцова Г. И., Москвичева Н. Л. Пожилой человек и цифровое пространство: точки соприкосновения // ЧиО. 2016. № 3(48). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/pozhiloy-chelovek-i-tsifrovoe-prostranstvo-tochkisoprikosnoveniya
4. Джовтанова Х.Х Использование эффективных форм принципов и методов повышения информационной грамотности людей пожилого возраста // Мир науки, культуры, образования. – 2019. - № 1(74). – С. 228-229.
5. Дорошенко Т.Н. Социально-психологические особенности пожилых людей/ Ответственные редакторы: Л.Ю. Овчаренко, А.М. Тютченко; Редактор-составитель: Т.Н. Дорошенко // Социально-психологические аспекты практики социальной работы. -Москва, - 2016. - С.275.
6. Литвинцева Г.П., Карелин И.Н. Эффекты цифровой трансформации экономики и качества жизни населения в России // Terra Economicus. – 2020. - №3. – Т.8. – С. 53-71.
7. Львова А.Ю. Неформальное образование людей третьего возраста (философский аспект). Международная конференция «Образование через всю жизнь: непрерывное образование в интересах устойчивого развития»– 2013. –С. 112
8. Морозова Е. Г. Быть современным есть возможность / Е. Г. Морозова // Социальная работа. – 2009. – № 5. – С. 26–30.
9. О Стратегии действий в интересах пожилых в Российской Федерации до 2025 года : Распоряжение Правительства Российской Федерации от 5 февраля 2016 г. № 164-р. URL: http://base.garant.ru/71322816
10. Образование как агент ресоциализации пожилых людей. Society. Integration. Education Proceedings of the International Scientific Conference. Volume V, May 25th-26th, 2018. –С. 101
11. Повышение компьютерной грамотности лиц среднего и старшего возраста: методическое пособие. Составитель Одегова К.А. Тюмень: ГАУ ДО ТО «РИО-Центр», 2019.
12. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 5 февраля 2016 г. № 164-р. О Стратегии действий в интересах пожилых в Российской Федерации до 2025 года [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://base.garant.ru/71322816
13. Савельева И. А. Роль образовательных и информационных технологий в социальной адаптации пожилых людей. Социальная адаптация и социальная реабилитация пожилых людей и инвалидов: комплексный подход: сборник научных статей. Балашов, 2009. Available at: https://refdb.ru/look/1080650-p3.html
14. Стрелькова А.А. Особенности обучения информационным технологиям людей "третьего возраста" [Текст] // Уровневое образование студентов в высших учебных заведениях: опыт, проблемы и перспективы: статья в сборнике трудов конференции. Екатеринбург, 2018. С. 261-264.
15. Чепурко Ю.В. Психологическое здоровье и it-самореализация в пожилом возрасте [Текст] // Инновационные технологии в фармации: статья в сборнике трудов конференции. Иркутск, 2020. – С. 379-383.
16. Штир К. Пожилые в информационном и коммуникационном обществе – новые задачи для Бюро пожилых / К. Штир // Компьютерное образование пожилых: опыт Европы. – СПб.: Питер, 2007. – С. 21.
17. Celik N, Rohrschneider K. Elektronische Hilfsmittel - Neue Möglichkeiten zur Rehabilitation Sehbehinderter. Der Ophthalmologe. 2018;115(7):553–8
18. Chandrasekaran R., Katthula V., Moustakas E. Too old for technology? Use of wearable healthcare devices by older adults and their willingness to share health data with providers. Health Inf J. 2021;27(4):1–14.
19. Malinowsky C., Nygård L., Tanemura R., Nagao T., Noda K., Nakata O., et al. Everyday technology use among older adults in Sweden and Japan: a comparative study. Scand J Occup Ther. 2018;25(6):446–56.